Новости
Архив новостейКлассика и современность
21.04.2010г. -
Леонов Л.М. Русский лес. - Приглашение к жизни
"Приглашение к жизни" - Роман Л.М. Леонова "Русский лес"
Леонид Максимович Леонов – выдающийся русский советский писатель, Герой Социалистического Труда (1967), лауреат Сталинской (1943), Ленинской (1957) и Государственной премии СССР (1977). Родился 31 мая 1899 года в Москве, умер 8 августа 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
С 1972 г. – академик АН СССР, с 1946 по 1970 – депутат ВС СССР.
Отец писателя – поэт Максим Леонов, мать - из семьи состоятельных московских торговцев. Жена Татьяна Михайловна – дочь известного московского купца и мецената Сабашникова.
Детство писателя прошло в Москве. В 1909 году он окончил Петровско-Мясницкое городское училище, а в 1918 году окончил с серебряной медалью 3-ю Московскую гимназию. Впервые начал печататься в 1915 году в газетах города Архангельска, куда был сослан и где работал (1910-1929) его отец. В ежедневной литературно-политической и общественно-экономической газете «Северное утро» (с 1918 года – «Северный день»), редактором которой был его отец, появились первые стихи, театральные рецензии и очерки.
В 1920 году Л.М. Леонов служил в Красной Армии, проходил обучение в артиллерийской школе. Участвовал в боях на Южном фронте, работал корреспондентом в военных газетах. Был секретарем редакции газеты Московского военного округа «Красный воин», корреспондентом бюро 51-й дивизии, газеты 6-й армии. В армейской печати публиковал свои статьи под псевдонимом Лапоть и Максим Лаптев.
Во время Великой Отечественной войны Л. М. Леонов передал присужденную ему Сталинскую премию в Фонд обороны. В письме Сталину он написал:
«Дорогой Иосиф Виссарионович! Я счастлив был узнать о высокой оценке моего труда. Присуждение Сталинской премии за пьесу «Нашествие» дает мне, русскому писателю, глубокую радость, что и моя скромная работа пригодилась народу моему в его исполинской схватке с врагом за свободу, честь и достоинство. Я вношу сумму премии 100 000 рублей в фонд Главного Командования на воздушные гостинцы извергам, доставившим столько горя моему Отечеству. Лауреат Сталинской премии писатель Леонид Леонов».
В ответ от Сталина он получил: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Леонид Максимович за Вашу заботу о Вооруженных силах Советского Союза. И. Сталин».
Леонид Леонов еще при жизни был признан писателем-классиком, академик Д.С.Лихачев называл его «умнейшим мужем России».
Л.М. Леонов написал несколько романов, разделенных иногда значительными промежутками времени: «Барсуки», «Вор» (1927, новая редакция 1959, перерабатывал вплоть до 1990), «Соть», «Скутаревский», новаторский по проблематике «Русский лес» (1953), философско-мистический «роман-наваждение» «Пирамида» (закончен незадолго до смерти, работал над ним 45 лет), повесть «Evgenia Ivanovna» о русской эмиграции (1938, не допущена тогда к печати; окончательная редакция и публикация 1963). Выступал как драматург: пьесы «Унтиловск», «Волк», «Нашествие» (1943), «Золотая карета», киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961, экранизована в 1975). Автор мемуаров «Литература и жизнь».
Горький заметил Леонова сразу, по первым произведениям, выделил среди всей молодой писательской поросли. О Леонове Горький сказал Сталину: «Имейте в виду, Иосиф Виссарионович, Леонов имеет право говорить от имени русского народа…».
После окончания войны писатель приступил к созданию романа «Русский лес» (1953; Ленинская премия, 1957) – крупнейшего своего произведения, посвященного борьбе советских людей с фашизмом и сложным нравственным проблемам современности.
Многолетняя история борьбы в русской науке о лесе, рассказ о двух типах ученых становится в многоплановом повествовании «Русского леса» страстной исповедью писателя, выражением его главных жизненных и творческих идей, где первое место занимает идея действенного и ответственного патриотизма, основанного на глубоком проникновении в дух национальной культуры и подкрепленного практическим участием в народной жизни. В «Русском лесе» особенно очевидно органическое соединение традиционности леоновского изображения, тесно связанного с реализмом и гуманизмом русской классической литературы, с оригинальным использованием художественного опыта XX века.
Это произведение одно из тех, где писатель говорит от имени русского народа.
В одном из интервью его спросили: «В «Русском лесе» наиболее полно выражено ваше отношение к России, ее истории, судьбе. И передано это в основном через Вихрова. Насколько его представления соответствуют вашим?». На что Леонов ответил: «Не нужно идеализировать Вихрова. Он - хромой, лесник. Он - немой народ. С ним много не поговоришь. Они (Вихровы. - В.Х.) совершают подвиг: закладывают лес, который взрослым не увидят. Специальность есть специальность. Они живут своим трудом, про себя несут все беды. Аккуратно затворяют дверь за собой в конце жизни. Вихров - это тихий подвиг. Но Вихров - не абсолютная фигура для поколения. С Вихрова я писал всю свою судьбу».
С 1972 г. – академик АН СССР, с 1946 по 1970 – депутат ВС СССР.
Отец писателя – поэт Максим Леонов, мать - из семьи состоятельных московских торговцев. Жена Татьяна Михайловна – дочь известного московского купца и мецената Сабашникова.
Детство писателя прошло в Москве. В 1909 году он окончил Петровско-Мясницкое городское училище, а в 1918 году окончил с серебряной медалью 3-ю Московскую гимназию. Впервые начал печататься в 1915 году в газетах города Архангельска, куда был сослан и где работал (1910-1929) его отец. В ежедневной литературно-политической и общественно-экономической газете «Северное утро» (с 1918 года – «Северный день»), редактором которой был его отец, появились первые стихи, театральные рецензии и очерки.
В 1920 году Л.М. Леонов служил в Красной Армии, проходил обучение в артиллерийской школе. Участвовал в боях на Южном фронте, работал корреспондентом в военных газетах. Был секретарем редакции газеты Московского военного округа «Красный воин», корреспондентом бюро 51-й дивизии, газеты 6-й армии. В армейской печати публиковал свои статьи под псевдонимом Лапоть и Максим Лаптев.
Во время Великой Отечественной войны Л. М. Леонов передал присужденную ему Сталинскую премию в Фонд обороны. В письме Сталину он написал:
«Дорогой Иосиф Виссарионович! Я счастлив был узнать о высокой оценке моего труда. Присуждение Сталинской премии за пьесу «Нашествие» дает мне, русскому писателю, глубокую радость, что и моя скромная работа пригодилась народу моему в его исполинской схватке с врагом за свободу, честь и достоинство. Я вношу сумму премии 100 000 рублей в фонд Главного Командования на воздушные гостинцы извергам, доставившим столько горя моему Отечеству. Лауреат Сталинской премии писатель Леонид Леонов».
В ответ от Сталина он получил: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Леонид Максимович за Вашу заботу о Вооруженных силах Советского Союза. И. Сталин».
Леонид Леонов еще при жизни был признан писателем-классиком, академик Д.С.Лихачев называл его «умнейшим мужем России».
Л.М. Леонов написал несколько романов, разделенных иногда значительными промежутками времени: «Барсуки», «Вор» (1927, новая редакция 1959, перерабатывал вплоть до 1990), «Соть», «Скутаревский», новаторский по проблематике «Русский лес» (1953), философско-мистический «роман-наваждение» «Пирамида» (закончен незадолго до смерти, работал над ним 45 лет), повесть «Evgenia Ivanovna» о русской эмиграции (1938, не допущена тогда к печати; окончательная редакция и публикация 1963). Выступал как драматург: пьесы «Унтиловск», «Волк», «Нашествие» (1943), «Золотая карета», киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961, экранизована в 1975). Автор мемуаров «Литература и жизнь».
Горький заметил Леонова сразу, по первым произведениям, выделил среди всей молодой писательской поросли. О Леонове Горький сказал Сталину: «Имейте в виду, Иосиф Виссарионович, Леонов имеет право говорить от имени русского народа…».
После окончания войны писатель приступил к созданию романа «Русский лес» (1953; Ленинская премия, 1957) – крупнейшего своего произведения, посвященного борьбе советских людей с фашизмом и сложным нравственным проблемам современности.
Многолетняя история борьбы в русской науке о лесе, рассказ о двух типах ученых становится в многоплановом повествовании «Русского леса» страстной исповедью писателя, выражением его главных жизненных и творческих идей, где первое место занимает идея действенного и ответственного патриотизма, основанного на глубоком проникновении в дух национальной культуры и подкрепленного практическим участием в народной жизни. В «Русском лесе» особенно очевидно органическое соединение традиционности леоновского изображения, тесно связанного с реализмом и гуманизмом русской классической литературы, с оригинальным использованием художественного опыта XX века.
Это произведение одно из тех, где писатель говорит от имени русского народа.
В одном из интервью его спросили: «В «Русском лесе» наиболее полно выражено ваше отношение к России, ее истории, судьбе. И передано это в основном через Вихрова. Насколько его представления соответствуют вашим?». На что Леонов ответил: «Не нужно идеализировать Вихрова. Он - хромой, лесник. Он - немой народ. С ним много не поговоришь. Они (Вихровы. - В.Х.) совершают подвиг: закладывают лес, который взрослым не увидят. Специальность есть специальность. Они живут своим трудом, про себя несут все беды. Аккуратно затворяют дверь за собой в конце жизни. Вихров - это тихий подвиг. Но Вихров - не абсолютная фигура для поколения. С Вихрова я писал всю свою судьбу».
Краткое содержание романа
Юная девушка со звучным именем Аполлинария Вихрова (все зовут ее Поля) приезжает после школы в Москву учиться. Мама её осталась там, на Енге, в Пашутинском лесничестве, а вот отец - столичный профессор, специалист по лесу. Только видеть его Поля не хочет: то и дело хлещут Ивана Вихрова в лесных журналах за то, что постоянно твердит он о необходимости правильного лесопользования, о недопустимости сплошных порубок. Отгораживает лес от его законного хозяина - русского народа. Подобные теорийки противоречат интересам социалистического строительства. Многочисленные суровые статьи намекают на политическую подоплеку научных воззрений Вихрова, и Поля, убежденная комсомолка, заочно ненавидит отца как врага новой жизни. Кстати, у громогласных статей один автор. Его фамилия Грацианский.
Когда-то Грацианский и Вихров вместе учились в Лесном институте и даже были неразлучными товарищами, несмотря на разность социального статуса: Вихров - мужицкий сын, Грацианский происходил из обеспеченной семьи профессора Санкт-Петербургской духовной академии. Блестящая научная карьера Грацианского началась с растоптания видного лесного теоретика Туликова, учителя Вихрова и продолжилась распрей с самим Вихровым. После каждой крупной работы Вихрова лесная общественность теперь ожидает разносной статьи Грацианского, хотя доверительно кое-кто утверждает, что ругательные шедевры Грацианского не составляют вклада в большую науку.
Поля приезжает в Москву и останавливается у подруги и землячки Вари Чернецовой. Гуляет по Москве, заходит к отцу - высказать ему честное комсомольское суждение о людях подобного сорта, но застает только отцову сестру, свою тетку Таисию Матвеевну.
В ту же ночь немецкие самолеты сбрасывают первые бомбы на спящие советские города.
В свете неблагоприятных сводок с фронта обвинения Грацианского кажутся Поле особенно зловещими. Тем более при личном знакомстве в бомбоубежище (они соседи по дому) Грацианский добавляет к биографии её отца окончательно убийственные подробности: Вихров все годы учебы получал от неизвестного лица пособие в размере 25 рублей. В годы обнищания пролетариата этим благодетелем был уж конечно не рабочий - вывод отсюда ясен. Поля в ужасе, рвется идти в райком, чтобы все рассказать. Варя предлагает ей вместо этого сходить на вступительную лекцию Вихрова.
Прослушав вдохновенный рассказ о судьбе русского леса («Судьба русского леса» - так называется и одна из фундаментальных работ профессора), Поля испытывает усталость победы и торжество чистоты. Теперь ей не стыдно глядеть в лицо воюющим солдатам, в числе которых сражается и Родион, её бывший одноклассник, друг и любимый. Вернувшись домой, она узнает, что Варя отправляется в тыл врага. «У тебя комсомольский билет под подушкой… думай о нем почаще - это научит тебя совершать большие дела», - на прощание наставляет Аполлинарию подруга.
Проводив Варю, Поля идет в райком проситься на фронт. Есть у нее и еще одно заветное желание – побывать на Красной площади в Октябрьский праздник.
Время от времени у Поли происходят встречи с теткой Таисией, из которых постепенно выясняется история жизни её родителей. По окончании Лесного института её отец работал на родине, в Пашутинском лесничестве. Хозяйство при нем стало образцовым. Там он начал и свою плодотворную научную работу. Там возобновилось и его знакомство с Еленой Ивановной, с которой мельком виделись в детстве. Леночка жила на правах то ли приживалки, то ли воспитанницы в усадьбе Сапегиных, которым её подбросили в младенчестве. Вихрову она поверила свои страхи: боялась, что когда восставший народ будет казнить своих угнетателей и пойдет жечь Сапегино, то убьет и её. Чувствовала себя чужой народу, далекой от него и не могла найти своего места в жизни. От неопределенности согласилась выйти замуж за Ивана Матвеевича, страстно её любившего. Молодые уехали в Москву, поскольку Вихрова как перспективного ученого, опубликовавшего к тому времени ряд заметных работ, перевели в Лесохозяйственный институт. Родилась Аполлинария. А когда дочке исполнилось три года, Елена Ивановна, не в силах больше сносить двойственности своей жизни, вернулась от нелюбимого мужа в Пашутинское лесничество и стала там работать в больнице. Вскоре после этого у Ивана Матвеевича появился приемный сын Сережа: подкинул раскулаченный друг детства Демид Золотухин. Этим была частично заполнена гнетущая пустота, образовавшаяся при распаде семьи.
Для Поли, как и для ее матери, нет цены, какой бы она не оплатила право глядеть в лицо своему народу. И поскольку военное время требует от каждого величайшей моральной чистоты, она пытается добыть окончательную правду о Вихрове и Грацианском. Случай помогает ей узнать о моральной нечистоплотности последнего: будучи холостяком, Грацианский имел дочь, на отцовство не признал и не помогал материально.
Во время парада на Красной площади Поля знакомится с военврачом Струнниковым, который берет её на работу в свой госпиталь санитаркой. Одновременно её сводный брат Сергей Вихров, которого она никогда не видела, отправляется на фронт помощником машиниста бронепоезда.
Комиссара бронепоезда Морщихина интересует революционное движение среди петербургской молодежи перед февральской революцией. Беседуя со свидетелями тех лет Вихровым и Грацианским, он узнает о существовавшей тогда провокаторской организации «Молодая Россия». Никто, кроме Грацианского, не знает, что эта ниточка тянется еще дальше: именно Грацианский был связан с охранкой и, в частности, выдал своих товарищей Вихрова и Крайнова. Грацианский не знает степени осведомленности Морщихина и в смертельном страхе ждет разоблачения. У Морщихина нет фактов. Тем не менее, он начинает подозревать правду, но бронепоезд отправляют на фронт. Поговорить обо всем узнанном он теперь может только с Сергеем.
Бои идут как раз в окрестностях Полиного родного Пашутинского лесничества, и её как местную уроженку посылают с разведзаданием в тыл врага. Но она попадает в лапы фашистов и, не выдержав лжи, произносит речь, обличающую их как врагов новой жизни. Стечение невероятных обстоятельств позволяет ей бежать, и в лесу она натыкается на Сережу Вихрова, участвовавшего здесь на своем бронепоезде в одной боевой операции. Их находит советская разведка, лечатся они в одном госпитале – таково их знакомство.
По возвращении в Москву Поля идет к Грацианскому и в знак презрения выплескивает ему в лицо чернила. Грацианский воспринимает это как разоблачение. Советские войска переходят в наступление, и у Вихрова появляется давно желаемая возможность отправиться в Пашутино. Он навещает бывшую жену и застает у нее Сережу, Полю и Родиона. В разговоре он сообщает одну малозначительную новость: Грацианский покончил с собой, утопившись в проруби.
Роман «Русский лес» по праву считается одним из лучших в послевоенной русской литературе. Это итог глубочайших размышлений писателя не только о сохранении природы, о судьбах народа и Родины, но и о жизни человечества. Главная тема романа – тема родины и ее природы, а основная сюжетная линия – спор ученых – лесоводов Вихрова и Грацианского о судьбе русского леса.
Издревле лес был защитником русских людей. Он стоял непреступным заслоном против «раскаленной человеческой лавы», которая устремлялась на наши земли, это он, будто сказочный богатырь, защищал людей от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной Войны.
Через тему леса Леонов выходил к размышлениям об исторической судьбе России, об изменении русского национального характера, об экологических проблемах, грозящих катастрофой всему человечеству. Главный конфликт романа, воплощенный в образах ученых Вихрова и Грацианского, касался не только проблем леса, а философской концепции жизни. Эти герои романа вскрыли новый конфликт в обществе послевоенного периода - конфликт между трудом творческим и псевдоработой, затемненной социалистической демагогией и наисовременнейшими лозунгами.
Лекция о лесе удивительно ярко передает характер Вихрова. Именно здесь он раскрыл свои мысли, цель своей жизни, доказал свою правоту и глубокое знание реальной обстановки в лесном хозяйстве не только России, но и многих зарубежных стран. Неслучайно именно эта лекция совершила перелом в Полинином мнении об отце, которого она до того, веря наговорам Грацианского, подозревала во вредительстве. Поля поняла, что только человек, любящий свою родину мог так знать и оберегать ее богатства.
Иван Вихров – живая память народа, его история и будущее. Он понимает необходимость увидеть и почувствовать все, что скопилось в русской душе. Герой и автор произведения уверенны - нельзя ошибаться в том, что народ чувствует.
В романе все в борьбе: много лет длилась борьба между крупным ученым – лесоводом Вихровым и профессором Грацианским, деятелем поразительной многосторонности и поразительной бесплодности. Грацианский писал огромные критические статьи на публикации Вихрова. С удивительной настойчивостью Иван Матвеевич Вихров проводит мысль о том, что необходимо рубку сопоставлять с ежегодным приростом леса. Нужно покончить, твердит Вихров, со взглядом на лес как на строительный материал и дрова. Лес – «зеленый друг» человека, он поддерживает климат, способствует поднятию урожаев, бездумное использование лесных ресурсов приведет к неизбежному оскудению природных богатств Родины. Кроме того, и будущему поколению мы должны оставить не меньше, чем получили сами. Во взглядах Вихрова есть место и народной памяти поколений и идеям прогрессивных ученых – лесоводов. Но специалисту по нахождению «корня зла» Грацианскому важно одно: «Взгляды Вихрова не соответствуют требованию «момента».
Конфликт Вихрова и Грацианского в романе не является только личным конфликтом двух ученных, он отражает жесткую борьбу в развитии науки и имеет огромный идейный и моральный смысл. Если Вихрова на протяжении всей его жизни читатель наблюдает или не лоне природы, или в борьбе за русский лес, что ассоциируется с его любовью к родной стране, то о любви к Родине Грацианского говорится весьма скептически: «Грацианский просто недолюбливает лес, а пожалуй свою страну заодно… Грацианский возможно и любил Россию, только и без радостного озарения, без молчаливой готовности простится с жизнью ради нее, как это свойственно тем, кто создает повседневные ценности своего отечества».
Молодежь активно живет на страницах романа. Именно она должна все расставить по своим местам в непримиримом споре отцов и детей. Молодежь живет в мире, где их сопровождает образ леса, который помогает раскрыть их характеры, взаимоотношения, поступки.
Своим произведением Л. Леонов стремится заставить человечество осознать прошлое, настоящее и заглянуть в будущее.
Роман «Русский лес» является этапным произведением послевоенной литературы. Именно в нем писатель сумел поставит новые актуальные проблемы, которые только намечались в действительности. Писателю удалось сказать в романе те необходимые слова, которые было нужно сказать народу нашей страны и всего мира, пережившего ужасы Второй мировой войны.
Высокую оценку роману «Русский лес» дали писатели современники: А. Фадеев, В. Солухин, В. Чивилихин, П. Проксурин, критики - В. Ковалев, Ф. Власов, Л. Финк, Н. Грознова, И. Зотов и другие.
Роман Л.М. Леонова «Русский лес» является художественным и научным открытием современной литературы, к которому год от года не иссякает интерес читателей.
Подготовила А. Савченко
Когда-то Грацианский и Вихров вместе учились в Лесном институте и даже были неразлучными товарищами, несмотря на разность социального статуса: Вихров - мужицкий сын, Грацианский происходил из обеспеченной семьи профессора Санкт-Петербургской духовной академии. Блестящая научная карьера Грацианского началась с растоптания видного лесного теоретика Туликова, учителя Вихрова и продолжилась распрей с самим Вихровым. После каждой крупной работы Вихрова лесная общественность теперь ожидает разносной статьи Грацианского, хотя доверительно кое-кто утверждает, что ругательные шедевры Грацианского не составляют вклада в большую науку.
Поля приезжает в Москву и останавливается у подруги и землячки Вари Чернецовой. Гуляет по Москве, заходит к отцу - высказать ему честное комсомольское суждение о людях подобного сорта, но застает только отцову сестру, свою тетку Таисию Матвеевну.
В ту же ночь немецкие самолеты сбрасывают первые бомбы на спящие советские города.
В свете неблагоприятных сводок с фронта обвинения Грацианского кажутся Поле особенно зловещими. Тем более при личном знакомстве в бомбоубежище (они соседи по дому) Грацианский добавляет к биографии её отца окончательно убийственные подробности: Вихров все годы учебы получал от неизвестного лица пособие в размере 25 рублей. В годы обнищания пролетариата этим благодетелем был уж конечно не рабочий - вывод отсюда ясен. Поля в ужасе, рвется идти в райком, чтобы все рассказать. Варя предлагает ей вместо этого сходить на вступительную лекцию Вихрова.
Прослушав вдохновенный рассказ о судьбе русского леса («Судьба русского леса» - так называется и одна из фундаментальных работ профессора), Поля испытывает усталость победы и торжество чистоты. Теперь ей не стыдно глядеть в лицо воюющим солдатам, в числе которых сражается и Родион, её бывший одноклассник, друг и любимый. Вернувшись домой, она узнает, что Варя отправляется в тыл врага. «У тебя комсомольский билет под подушкой… думай о нем почаще - это научит тебя совершать большие дела», - на прощание наставляет Аполлинарию подруга.
Проводив Варю, Поля идет в райком проситься на фронт. Есть у нее и еще одно заветное желание – побывать на Красной площади в Октябрьский праздник.
Время от времени у Поли происходят встречи с теткой Таисией, из которых постепенно выясняется история жизни её родителей. По окончании Лесного института её отец работал на родине, в Пашутинском лесничестве. Хозяйство при нем стало образцовым. Там он начал и свою плодотворную научную работу. Там возобновилось и его знакомство с Еленой Ивановной, с которой мельком виделись в детстве. Леночка жила на правах то ли приживалки, то ли воспитанницы в усадьбе Сапегиных, которым её подбросили в младенчестве. Вихрову она поверила свои страхи: боялась, что когда восставший народ будет казнить своих угнетателей и пойдет жечь Сапегино, то убьет и её. Чувствовала себя чужой народу, далекой от него и не могла найти своего места в жизни. От неопределенности согласилась выйти замуж за Ивана Матвеевича, страстно её любившего. Молодые уехали в Москву, поскольку Вихрова как перспективного ученого, опубликовавшего к тому времени ряд заметных работ, перевели в Лесохозяйственный институт. Родилась Аполлинария. А когда дочке исполнилось три года, Елена Ивановна, не в силах больше сносить двойственности своей жизни, вернулась от нелюбимого мужа в Пашутинское лесничество и стала там работать в больнице. Вскоре после этого у Ивана Матвеевича появился приемный сын Сережа: подкинул раскулаченный друг детства Демид Золотухин. Этим была частично заполнена гнетущая пустота, образовавшаяся при распаде семьи.
Для Поли, как и для ее матери, нет цены, какой бы она не оплатила право глядеть в лицо своему народу. И поскольку военное время требует от каждого величайшей моральной чистоты, она пытается добыть окончательную правду о Вихрове и Грацианском. Случай помогает ей узнать о моральной нечистоплотности последнего: будучи холостяком, Грацианский имел дочь, на отцовство не признал и не помогал материально.
Во время парада на Красной площади Поля знакомится с военврачом Струнниковым, который берет её на работу в свой госпиталь санитаркой. Одновременно её сводный брат Сергей Вихров, которого она никогда не видела, отправляется на фронт помощником машиниста бронепоезда.
Комиссара бронепоезда Морщихина интересует революционное движение среди петербургской молодежи перед февральской революцией. Беседуя со свидетелями тех лет Вихровым и Грацианским, он узнает о существовавшей тогда провокаторской организации «Молодая Россия». Никто, кроме Грацианского, не знает, что эта ниточка тянется еще дальше: именно Грацианский был связан с охранкой и, в частности, выдал своих товарищей Вихрова и Крайнова. Грацианский не знает степени осведомленности Морщихина и в смертельном страхе ждет разоблачения. У Морщихина нет фактов. Тем не менее, он начинает подозревать правду, но бронепоезд отправляют на фронт. Поговорить обо всем узнанном он теперь может только с Сергеем.
Бои идут как раз в окрестностях Полиного родного Пашутинского лесничества, и её как местную уроженку посылают с разведзаданием в тыл врага. Но она попадает в лапы фашистов и, не выдержав лжи, произносит речь, обличающую их как врагов новой жизни. Стечение невероятных обстоятельств позволяет ей бежать, и в лесу она натыкается на Сережу Вихрова, участвовавшего здесь на своем бронепоезде в одной боевой операции. Их находит советская разведка, лечатся они в одном госпитале – таково их знакомство.
По возвращении в Москву Поля идет к Грацианскому и в знак презрения выплескивает ему в лицо чернила. Грацианский воспринимает это как разоблачение. Советские войска переходят в наступление, и у Вихрова появляется давно желаемая возможность отправиться в Пашутино. Он навещает бывшую жену и застает у нее Сережу, Полю и Родиона. В разговоре он сообщает одну малозначительную новость: Грацианский покончил с собой, утопившись в проруби.
Роман «Русский лес» по праву считается одним из лучших в послевоенной русской литературе. Это итог глубочайших размышлений писателя не только о сохранении природы, о судьбах народа и Родины, но и о жизни человечества. Главная тема романа – тема родины и ее природы, а основная сюжетная линия – спор ученых – лесоводов Вихрова и Грацианского о судьбе русского леса.
Издревле лес был защитником русских людей. Он стоял непреступным заслоном против «раскаленной человеческой лавы», которая устремлялась на наши земли, это он, будто сказочный богатырь, защищал людей от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной Войны.
Через тему леса Леонов выходил к размышлениям об исторической судьбе России, об изменении русского национального характера, об экологических проблемах, грозящих катастрофой всему человечеству. Главный конфликт романа, воплощенный в образах ученых Вихрова и Грацианского, касался не только проблем леса, а философской концепции жизни. Эти герои романа вскрыли новый конфликт в обществе послевоенного периода - конфликт между трудом творческим и псевдоработой, затемненной социалистической демагогией и наисовременнейшими лозунгами.
Лекция о лесе удивительно ярко передает характер Вихрова. Именно здесь он раскрыл свои мысли, цель своей жизни, доказал свою правоту и глубокое знание реальной обстановки в лесном хозяйстве не только России, но и многих зарубежных стран. Неслучайно именно эта лекция совершила перелом в Полинином мнении об отце, которого она до того, веря наговорам Грацианского, подозревала во вредительстве. Поля поняла, что только человек, любящий свою родину мог так знать и оберегать ее богатства.
Иван Вихров – живая память народа, его история и будущее. Он понимает необходимость увидеть и почувствовать все, что скопилось в русской душе. Герой и автор произведения уверенны - нельзя ошибаться в том, что народ чувствует.
В романе все в борьбе: много лет длилась борьба между крупным ученым – лесоводом Вихровым и профессором Грацианским, деятелем поразительной многосторонности и поразительной бесплодности. Грацианский писал огромные критические статьи на публикации Вихрова. С удивительной настойчивостью Иван Матвеевич Вихров проводит мысль о том, что необходимо рубку сопоставлять с ежегодным приростом леса. Нужно покончить, твердит Вихров, со взглядом на лес как на строительный материал и дрова. Лес – «зеленый друг» человека, он поддерживает климат, способствует поднятию урожаев, бездумное использование лесных ресурсов приведет к неизбежному оскудению природных богатств Родины. Кроме того, и будущему поколению мы должны оставить не меньше, чем получили сами. Во взглядах Вихрова есть место и народной памяти поколений и идеям прогрессивных ученых – лесоводов. Но специалисту по нахождению «корня зла» Грацианскому важно одно: «Взгляды Вихрова не соответствуют требованию «момента».
Конфликт Вихрова и Грацианского в романе не является только личным конфликтом двух ученных, он отражает жесткую борьбу в развитии науки и имеет огромный идейный и моральный смысл. Если Вихрова на протяжении всей его жизни читатель наблюдает или не лоне природы, или в борьбе за русский лес, что ассоциируется с его любовью к родной стране, то о любви к Родине Грацианского говорится весьма скептически: «Грацианский просто недолюбливает лес, а пожалуй свою страну заодно… Грацианский возможно и любил Россию, только и без радостного озарения, без молчаливой готовности простится с жизнью ради нее, как это свойственно тем, кто создает повседневные ценности своего отечества».
Молодежь активно живет на страницах романа. Именно она должна все расставить по своим местам в непримиримом споре отцов и детей. Молодежь живет в мире, где их сопровождает образ леса, который помогает раскрыть их характеры, взаимоотношения, поступки.
Своим произведением Л. Леонов стремится заставить человечество осознать прошлое, настоящее и заглянуть в будущее.
Роман «Русский лес» является этапным произведением послевоенной литературы. Именно в нем писатель сумел поставит новые актуальные проблемы, которые только намечались в действительности. Писателю удалось сказать в романе те необходимые слова, которые было нужно сказать народу нашей страны и всего мира, пережившего ужасы Второй мировой войны.
Высокую оценку роману «Русский лес» дали писатели современники: А. Фадеев, В. Солухин, В. Чивилихин, П. Проксурин, критики - В. Ковалев, Ф. Власов, Л. Финк, Н. Грознова, И. Зотов и другие.
Роман Л.М. Леонова «Русский лес» является художественным и научным открытием современной литературы, к которому год от года не иссякает интерес читателей.
Подготовила А. Савченко