17.12.2013г. -
Час истории: "Жизнь и творчество Валерия Брюсова"
Час истории, посвященный 140- летию со дня рождения Валерия Брюсова
- русского поэта, прозаика, драматурга, переводчика и литературоведа:
- русского поэта, прозаика, драматурга, переводчика и литературоведа:
«Жизнь и творчество Валерия Брюсова».
![](/spaw2/uploads/images/2_23.jpg)
Ты знаешь, чью любовь мы изливаем в звуки?
Ты знаешь, что за скорбь в поэзии царит?
То мира целого желания и муки,
То человечество стремится и грустит.
В моленьях о любви, в мучениях разлуки
Не наш, а общий стон в аккордах дивных слит.
Страдая за себя, мы силою искусства
В гармонии стиха сливаем мира чувства.
В. Брюсов
Ты знаешь, что за скорбь в поэзии царит?
То мира целого желания и муки,
То человечество стремится и грустит.
В моленьях о любви, в мучениях разлуки
Не наш, а общий стон в аккордах дивных слит.
Страдая за себя, мы силою искусства
В гармонии стиха сливаем мира чувства.
В. Брюсов
Валерий Брюсов - русский писатель, поэт-символист и
переводчик, автор более 80 книг стихотворений, прозы, критики и
переводов. Он является основоположником русского символизма. В своем
творчестве, видимо не без юмора, использовал псевдонимы: Пятнистый
ягуар, Спиппер, К. Веригин, Аврелий, Бакулин, Нелли.
Валерий Яковлевич родился в Москве в купеческой семье. Учился в частных московских гимназиях - Ф. И. Креймана (1885-1889) и Л. И. Поливанова (1890-1893), после чего поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1899 году. Отличался глубокой эрудицией. В 1896 году женился на Иоанне Матвеевне Рунт, которая после смерти Брюсова стала хранителем его архива и издателем наследия мужа. В 1900-1916 гг. являлся одним из руководителей издательства "Скорпион". В 1904-09 гг. - фактическим редактором журнала "Весы", а после закрытия журнала - с сентября 1910 года возглавляет литературно-критический отдел в журнале "Русская мысль". В период первой мировой войны пять месяцев пребывал на фронте в качестве военного корреспондента от одной из самых распространенных русских газет "Русские ведомости".
Валерий Яковлевич родился в Москве в купеческой семье. Учился в частных московских гимназиях - Ф. И. Креймана (1885-1889) и Л. И. Поливанова (1890-1893), после чего поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1899 году. Отличался глубокой эрудицией. В 1896 году женился на Иоанне Матвеевне Рунт, которая после смерти Брюсова стала хранителем его архива и издателем наследия мужа. В 1900-1916 гг. являлся одним из руководителей издательства "Скорпион". В 1904-09 гг. - фактическим редактором журнала "Весы", а после закрытия журнала - с сентября 1910 года возглавляет литературно-критический отдел в журнале "Русская мысль". В период первой мировой войны пять месяцев пребывал на фронте в качестве военного корреспондента от одной из самых распространенных русских газет "Русские ведомости".
![](/spaw2/uploads/images/1_26.jpg)
В. Я. Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию. В
1917-19 гг. возглавлял комитет по регистрацию печати, заведовал Отделом
научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, а в 1920 году
вступил в Коммунистическую партию. А уже через год создает и возглавляет
Высший литературно-художественный институт - предтечу Литературного
института. Также преподавал в Коммунистической академии и в Институте
слова. А в 1923 году он был даже избран Почетным председателем
редакционной коллегии общества филателистов.
Писать начал рано (одно из самых ранних произведений - комедия "Лягушка", написанная в возрасте 4 лет). Первая публикация - "Письмо в редакцию" детского журнала "Задушевное слово" (1884).
В рукописном журнале "Начало", выходившем в третьем классе гимназии Креймана, Валерий, его редактор, печатает свои первые стихи. Там же помещает рассказ "из индейского быта" под названием "Орлиное перо". Там же печатается и его первое фантастическое произведение - повесть в духе Жюля Верна "На Венеру". Часть произведений появляется под псевдонимами Пятнистый ягуар и Спиппер. В 1894-1895 годах вышли три сборника стихотворений "Русские символисты", в которых были напечатаны в основном стихи самого Брюсова под разными псевдонимами. Тогда же он начал переводить французскую (Верлен, Малларме, Лафорг) и английскую (Байрон, Уайлд) на русский язык. Позднее много переводил армянскую, финскую и латышскую поэзию, произведения Данте, Эдгара По, М. Метерлинка и др. Перевел также эпическую поэму "Энеиду" Вергилия. Он был также признанным специалистом по римской поэзии, подробно исследовал тексты Пушкина и Тютчева, исследовал творчество Н. Гоголя, разрабатывал теорию русского стиха. Интересен тот факт, что в 1923 году, к 50-летию поэта, правительство Армении присвоило Брюсову почетное звание народного поэта Армении (за редактирование уникальной антологии "Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней", 1916).
Писать начал рано (одно из самых ранних произведений - комедия "Лягушка", написанная в возрасте 4 лет). Первая публикация - "Письмо в редакцию" детского журнала "Задушевное слово" (1884).
В рукописном журнале "Начало", выходившем в третьем классе гимназии Креймана, Валерий, его редактор, печатает свои первые стихи. Там же помещает рассказ "из индейского быта" под названием "Орлиное перо". Там же печатается и его первое фантастическое произведение - повесть в духе Жюля Верна "На Венеру". Часть произведений появляется под псевдонимами Пятнистый ягуар и Спиппер. В 1894-1895 годах вышли три сборника стихотворений "Русские символисты", в которых были напечатаны в основном стихи самого Брюсова под разными псевдонимами. Тогда же он начал переводить французскую (Верлен, Малларме, Лафорг) и английскую (Байрон, Уайлд) на русский язык. Позднее много переводил армянскую, финскую и латышскую поэзию, произведения Данте, Эдгара По, М. Метерлинка и др. Перевел также эпическую поэму "Энеиду" Вергилия. Он был также признанным специалистом по римской поэзии, подробно исследовал тексты Пушкина и Тютчева, исследовал творчество Н. Гоголя, разрабатывал теорию русского стиха. Интересен тот факт, что в 1923 году, к 50-летию поэта, правительство Армении присвоило Брюсову почетное звание народного поэта Армении (за редактирование уникальной антологии "Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней", 1916).
![](/spaw2/uploads/images/3_18.jpg)
В. Я. Брюсов был очень плодовитым автором.
Наглядным примером этому может служить тот факт, что, когда ему было
сорок лет (срок по литературным понятиям отнюдь не зрелый), издательство
"Сирин" приступило к выпуску 25-томного собрания его сочинений, куда
вошли поэзия и драмы, рассказы и романы, литературно-критические статьи и
переводы (правда, издание было не завершено).
Немало им также сделано и в фантастике. Самым крупным произведениям этого жанра стал роман "Гора Звезды", над которым автор работал с 1895 по 1899 год. Опубликован роман был лишь в 1975 году в "молодогвардейском" сборнике "Фантастика". Основная нить сюжета состоит в том, что еще в XIII веке нашей эры на Землю, оказывается, прибыли марсиане и создали в Центральной Африке свое замкнутое государство.
В первом прозаическом сборнике Брюсова "Земная ось" (1907), выпущенном издательством "Скорпион", присутствуют почти все фантастические рассказы, а также драма "Земля", в которой человечество гибнет в результате экологической катастрофы.
Кроме того, на его счету незаконченные рассказы "Восстание машин" (1908) и "Мятеж машин" (1914), а также антиутопия "Республика Южного Креста" (1904-1905). В рассказе "Ночное путешествие" (1913) герой вместе с самим Дьяволом отправляется в путешествие на одну из планет в созвездии Ориона. В космическом пространстве происходит действие и неоконченной пьесы "Мир семи поколений" (1923, впервые опубликована в 1973). Сюжет разворачивается на обитаемой комете, которая приближается к Земле, жители которой стали перед дилеммой: должна ли менее развитая цивилизация жертвовать собой ради более совершенной.
А в драме "Диктатор", написанной в голодном 1921 году, так и не поставленной на сцене при жизни писателя, мир рушиться из-за демографического взрыва, предвестником всемирного голода. Пользуясь моментом всю власть узурпировал Председатель Центро-Совета, вознамерившись стать властелином диктатором.
Последним строго научно-фантастическим произведением Брюсова является повесть "Первая междупланетная экспедиция", где рассказывается о полете на Марс. Над этой повестью писатель работал уже после революции в 1920-1921 годах, а опубликована была только в 1976 году. Кстати, в 1918-19 годах Брюсов работал еще над одним "марсианским" произведением - рассказом "Экспедиция на Марс", который в свою очередь также остался незаконченным.
Писатель занимался также и теоретической разработкой проблем научно-фантастической литературы. В неопубликованной статье "Пределы фантазии" он намечает "три приема, которые может использовать писатель при изображении фантастических явлений: 1. Изобразить иной мир - не тот, где мы живем. 2. Ввести в наш мир существа иного мира. 3. Изменить условия нашего мира.
В 1916 году Брюсов читал в народном университете лекции об Атлантиде. В его архиве сохранились многочисленные неопубликованные рукописи и заметки об этом легендарном континенте.
Вполне возможно, что пионерской работой отечественного фантастоведения можно считать исследование В. Я. Брюсова "Испепеленный. К характеристике Гоголя" (1909), в которой поэт характеризует великого писателя как романтика и фантаста, опираясь, в своих выводах, на фантастическую тематику гоголевских повестей.
Кроме того, он создал целый ряд стихотворений на научно-фантастические темы. А в сюжете его исторического романа "Огненный ангел" (1907-08) содержатся мотивы традиционного западноевропейского "готического романа". В книге рассказывается о таинственных и трагических событиях в Германии XVI века, в которых просматривается связь между человеком и миром демонов.
Умер В. Я. Брюсов в Москве в 1924 году, похоронен на Новодевичьем кладбище, но его творческое наследие до сих пор еще окончательно не собрано.
Немало им также сделано и в фантастике. Самым крупным произведениям этого жанра стал роман "Гора Звезды", над которым автор работал с 1895 по 1899 год. Опубликован роман был лишь в 1975 году в "молодогвардейском" сборнике "Фантастика". Основная нить сюжета состоит в том, что еще в XIII веке нашей эры на Землю, оказывается, прибыли марсиане и создали в Центральной Африке свое замкнутое государство.
В первом прозаическом сборнике Брюсова "Земная ось" (1907), выпущенном издательством "Скорпион", присутствуют почти все фантастические рассказы, а также драма "Земля", в которой человечество гибнет в результате экологической катастрофы.
Кроме того, на его счету незаконченные рассказы "Восстание машин" (1908) и "Мятеж машин" (1914), а также антиутопия "Республика Южного Креста" (1904-1905). В рассказе "Ночное путешествие" (1913) герой вместе с самим Дьяволом отправляется в путешествие на одну из планет в созвездии Ориона. В космическом пространстве происходит действие и неоконченной пьесы "Мир семи поколений" (1923, впервые опубликована в 1973). Сюжет разворачивается на обитаемой комете, которая приближается к Земле, жители которой стали перед дилеммой: должна ли менее развитая цивилизация жертвовать собой ради более совершенной.
А в драме "Диктатор", написанной в голодном 1921 году, так и не поставленной на сцене при жизни писателя, мир рушиться из-за демографического взрыва, предвестником всемирного голода. Пользуясь моментом всю власть узурпировал Председатель Центро-Совета, вознамерившись стать властелином диктатором.
Последним строго научно-фантастическим произведением Брюсова является повесть "Первая междупланетная экспедиция", где рассказывается о полете на Марс. Над этой повестью писатель работал уже после революции в 1920-1921 годах, а опубликована была только в 1976 году. Кстати, в 1918-19 годах Брюсов работал еще над одним "марсианским" произведением - рассказом "Экспедиция на Марс", который в свою очередь также остался незаконченным.
Писатель занимался также и теоретической разработкой проблем научно-фантастической литературы. В неопубликованной статье "Пределы фантазии" он намечает "три приема, которые может использовать писатель при изображении фантастических явлений: 1. Изобразить иной мир - не тот, где мы живем. 2. Ввести в наш мир существа иного мира. 3. Изменить условия нашего мира.
В 1916 году Брюсов читал в народном университете лекции об Атлантиде. В его архиве сохранились многочисленные неопубликованные рукописи и заметки об этом легендарном континенте.
Вполне возможно, что пионерской работой отечественного фантастоведения можно считать исследование В. Я. Брюсова "Испепеленный. К характеристике Гоголя" (1909), в которой поэт характеризует великого писателя как романтика и фантаста, опираясь, в своих выводах, на фантастическую тематику гоголевских повестей.
Кроме того, он создал целый ряд стихотворений на научно-фантастические темы. А в сюжете его исторического романа "Огненный ангел" (1907-08) содержатся мотивы традиционного западноевропейского "готического романа". В книге рассказывается о таинственных и трагических событиях в Германии XVI века, в которых просматривается связь между человеком и миром демонов.
Умер В. Я. Брюсов в Москве в 1924 году, похоронен на Новодевичьем кладбище, но его творческое наследие до сих пор еще окончательно не собрано.
![](/spaw2/uploads/images/4_18.jpg)
Основные черты творчества Брюсова
В стихотворениях Брюсова перед читателем встают
противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к
«завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и
пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому
стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а
безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И
главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный,
мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного
пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся
«Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).
Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг
друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит
к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к
классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн,
вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние
трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий
Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал
Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов —
«молотобоец и ювелир».
Материал подготовила А. Гусар